Новости    
Сотрудники    
Структура    
Председатель    
Проекты и программы   
Образовательные учреждения   
Дополнительное образование   
Летний отдых детей    
"Персона"   
ПМСС   
УМЦ   
Правовое воспитание    
Справочник   
ЕГЭ и ГИА   
Родителям   
Обращение к председателю комитета   
Яндекс 

Итоги реализации комплексного проекта модернизации образования на территории Энгельсского муниципального района в 2008-2009 годах и задачи по дальнейшему развитию муниципальной системы образования на 2010 год Саратовской области.


Реализации комплексного проекта модернизации образования (КПМО) осуществлялась в течение двух лет - 2008-2009 годы. За этот период достигнуты следующие результаты.

I. Во всех школах района введена новая система оплаты труда, ориентированная на результат. По итогам мониторинга средняя зарплата учителей района составляет 14,2 тыс. руб. (7,3 тыс. руб. в 2007/2008 учебном году), в среднем заработная плата учителей выросла в 2 раза и произошла её дифференциация в зависимости от качества труда. Основные обязательства, взятые районом по данному направлению, выполнены. Сегодня доля фонда оплаты труда учителей в общем фонде оплаты труда работников общеобразовательных учреждений составляет 68-70%. Доля учителей, получающих заработную плату свыше 15 тыс.руб. составляет 32% , от 10тыс. до 15 тыс. руб. - 36,6%, ниже 10тыс. руб. - 31,5%. Различный уровень оплаты труда педагогов обусловлен различиями в индивидуальной учебной нагрузке, количестве обучающихся в классе, стоимости ученико-часа, размере стимулирующей выплаты по результатам портфолио. Социальным эффектом введения новой формы оплаты труда можно назвать рост морального удовлетворения педагогических коллективов, почувствовавших повышение престижа учительской профессии среди учащихся, родителей, общественности, решение проблемы кадрового обеспечения общеобразовательных школ - отсутствие вакансий педагогических работников. Однако, введение новой системы оплаты труда было сопряжено с определёнными трудностями, из них в качестве главных можно отметить следующие: новая система оплаты труда и величина норматива слабо учитывают особенности образовательных программ школ, работающих в инновационном режиме, поэтому в течение полутора лет существовали трудности в оплате труда педагогам музыкально-эстетического лицея, кадетской школы "Патриот". В результате тесного взаимодействия со специалистами министерства образования области и при их активной поддержке решением Саратовской областной думы были введены поправочные коэффициенты для этих учреждений в размере 4,84 - для МЭЛ и 1,25 - для кадетской школы "Патриот". Что касается Гимназии ? 8, то её коллектив до сих пор испытывает трудности с начислением заработной платы, т.к. установленный для данного вида учреждений коэффициент в размере 1,15 не способствует значительному увеличению размера оплаты труда педагогическим работникам. Приведение соотношения фонда оплаты труда административно- хозяйственного персонала к фонду оплаты труда педагогического персонала в соответствии с обязательствами повлекло за собой сокращение штатных единиц. В случае невозможности соблюдения этого соотношения в ряде инновационных школ, а также в школах, расположенных в сельских местностях, происходит снижение средней заработной платы педагогических работников этих учреждений по сравнению с другими школами. Доведение заработной платы обслуживающего персонала до минимального размера оплаты труда в сумме 4330 рублей (ФЗ ? 91 от 24.06.08 г.) также привело к увеличение доли административно-хозяйственного персонала и соответственно уменьшению средней заработной платы педагогических работников. В 26% школ средний уровень заработной платы не достиг запланированного уровня - 14320 рублей. Имеются проблемы и при начислении стимулирующих доплат, требует дальнейшего совершенствования портфолио учителя и руководителя. Всё это свидетельствует о том, что несмотря на все преимущества новой системы оплаты труда, она требует дальнейшей доработки.

II. Два года школы района работают в условиях введения нормативного подушевого финансирования. Величина нормативов подушевого финансирования в 2009 году в среднем по сравнению с нормативами 2008 года возросла для общеобразовательных учреждений, расположенных в городской местности, в 2 раза, для общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности, в 1,8 раза. Показатели величины подушевого норматива по области на городского школьника (23599 руб.) и сельского школьника (37595 руб.). Реализация данного направления улучшила финансовое обеспечение общеобразовательных школ, повысила их самостоятельность в расходовании бюджетных средств. В смете образовательного учреждения появилась статья "учебные расходы", доля которых в нормативе бюджетного финансирования школ увеличилась с 0,6 % в 2007 году до 4,7 % в 2009 году. За два года реализации проекта нашему району выделено на учебные расходы школ 38137,7 тыс. рублей. Эти средства были направлены в первую очередь на обеспечение школьников 1- 9 классов бесплатными учебниками. Сегодня обеспеченность учащихся начальной школы составляет 97,5%, учащихся основной школы - 90%. В 2010 году средства по статье "учебные расходы" будут направлены на приобретение учебников для 10-11 классов и другие нужды учреждения (приобретение мебели, технических средств обучения и др.).

На реализацию проекта из федерального и регионального бюджетов за 2008-2009 годы поступило 1040659,0 тыс. руб. Из них 947762,6 тыс. рублей - это оплата труда, 38137,7 тыс. рублей - учебные расходы, 54758,7 тыс. рублей - это поставка в школы современного оборудования и автобусов.

III. Развитие сети общеобразовательных учреждений осуществлялось через её оптимизацию, создание базовых школ и ресурсных центров, концентрацию в них материально-технических и кадровых ресурсов для обеспечения качественного образования, соответствующего современным стандартам. Средства, направленные на материальное оснащение школ, должны обеспечить запланированные социально-экономические эффекты - создать условия обучения, отвечающие современным требованиям.

В течение двух лет 13 средних школ изменили статус на основную, 2 средние школы слиты в одну, реорганизована сеть вечерних (открытых) сменных школ, возвращён статус детского сада двум учреждениям для детей младшего школьного и дошкольного возраста.

Уменьшение за 2 года реализации проекта количества средних школ в 1,4 раза способствовало активизации перехода обучающихся 3 ступени из слабооснащенных, не обеспечивающих условия для профильного обучения, малочисленных школ (? 2, 3, 10) в крупные школы, базовые школы и ресурсные центры, в которых созданы условия для повышения качества образования. Количество малокомплектных школ по сравнению с прошлым учебным годом сокращено с 12 до 9 (15%, по области - 53,4%).

Оптимизация сети общеобразовательных учреждений позволила увеличить число обучающихся на старшей ступени с 72,7 в 2008 году до 80 обучающихся в 2009 году. Продолжается работа по развитию различных моделей базовых школ и ресурсных центров. С 01.09.2009 года образован ресурсный центр по воспитательной работе на базе основной школы ? 2, реализующей модельный проект "Школа духовной культуры и нравственности". Таким образом, в районе функционируют 2 базовых школы и 16 ресурсных центров (29,5% от общего количества школ ЭМР, по области - 24%).

Создание базовых школ и ресурсных центров позволило значительно улучшить условия обучения для более чем половины контингента обучающихся в учреждениях общего образования - 53,3%, так как условия организации образовательного процесса во всех базовых школах и ресурсных центрах соответствуют современным требованиям (по области - в 88% базовых школ и ресурсных центров). В базовых школах и ресурсных центрах сложились высококвалифицированные педагогические коллективы. Из 767 человек, работающих в ресурсных центрах и базовых школах, имеют высшую и первую квалификационную категорию - 77,5 %, что выше среднего показателя по району - 63 %. Наибольший уровень квалификации учителей в гимназии ? 8 (96 %), школах ? 1 (95,7 %), ? 32 (71 %), п. Пробуждение (87 %), п. Бурный (80 %). В 27 из 39 средних школ района открыто 62 класса и 39 групп профильного обучения (9 профилей) общей численностью 1739 человек.

Охват профильным обучением на 3 ступени образования увеличился с 50% до 68 % от общего числа обучающихся (по области - 32%). 10 школ при реализации профильных программ сотрудничают с ВУЗами и ССУЗами. Как и в предыдущем учебном году наибольшее количество обучающихся выбирают социально-гуманитарный (20%) и социально-экономический профиль (36%), несмотря на то, что в настоящее время на рынке труда востребованы профессионалы технических специальностей. Это говорит о недостатке проводимой профориентационной работы. Более 75% обучающихся по профильным программам являются учениками ресурсных центров и базовых школ. Дальнейшее расширение сети профильных классов на базе ресурсных центров и базовых школ имеет ограничения в связи с превышением проектной мощности большей части самых востребованных учреждений. Так, в средней школе ? 1 обучается 1332 ученика при проектной мощности в 1200 ученических мест, в средней школе ? 4 - 856 учеников (мощность - 800), в гимназии ? 8 - 529 (мощность - 240) и т.д.

На основании заключенных между школами договоров базовые школы и ресурсные центры предоставляют свою учебно-материальную базу для обучения (в том числе и профильным предметам) школьников из других школ района (не менее 10% от общего числа обучающихся района). Процент привлеченных детей из других школ составляет от 27% до 96% от собственного контингента. Так, средняя школа п. Бурный предоставляет свою учебно-материальную базу для обучения учеников средних школ с. Зеленый Дол, с. Широкополье. Или средняя школа п. Пробуждение предоставляет свою учебно-материальную базу для обучения учеников средних школ п. Коминтерн, п. Новопушкинское , п. Анисовский.

8 из 18 базовых школ и ресурсных центров в рамках КПМО получили транспортные средства для организации подвоза обучающихся из соседних школ или населенных пунктов. В этих школах подвоз организован 193-х обучающихся, в том числе 46-ти обучающихся третьей ступени. Только в школах с. Березовка и с. Липовка подвоз обучающихся осуществляется полноценно: 103 обучающихся/57,2% и 48 детей/29% соответственно. Вопрос эффективного использования транспорта остальными школами остается открытым.

С целью повышения эффективности бюджетных вложений, роста уровня заработной платы педагогов проведены мероприятия по оптимизации сети классов. Это позволило увеличить среднюю наполняемость классов в общеобразовательных учреждениях города до 23, сохранить среднюю наполняемость классов в общеобразовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, на уровне прошлого года - 13 обучающихся. При этом развивается вариативность образования. Сохранена пониженная наполняемость классов в инновационных учреждениях (музыкально-эстетический лицей - 14 чел., гимназия - 22 чел.), расширена с 11 до 13 сеть коррекционных классов, оптимизирована сеть классов компенсирующего обучения.

Доля школьников, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, отвечающих современным требованиям к условиям осуществления образовательного процесса, увеличилась по сравнению с 2008 годом с 65,5% до 83%. Количество учреждений, в которых условия организации образовательного процесса отвечают современным требованиям, возросло с 26 до 40. В рамках КПМО в 2008 и 2009 годах в базовые школы и ресурсные центры района поступило 283 комплекта учебного и технологического оборудования.

Однако в 21 школе (34%) от общего количества школ условия осуществления образовательного процесса не соответствуют современным требованиям: ? 2, 7, 14, 16, 42 с. Воскресенка, с. Подстепное, с. Широкополье ;, с. Безымянное, п. Взлетный, с. Заветное, с. Квасниковкас. Калинино, с. Кирово, п. Прибрежный, п. Придорожный, с. Старицкое, с. Степное, с. Титоренко, ВСОШ ? 6, ВСОШ ? 7.

Таким образом, в ЭМР достаточно успешно реализовано главное направление развития сети общеобразовательных учреждений - создание базовых школ и ресурсных центров. Созданы условия для выбора профиля обучения, организовано сетевое взаимодействие, позволяющее эффективно использовать ресурсы базовых школ и ресурсных центров.

IV. В рамках построения региональной системы оценки качества внедрена система независимой оценки качества образования. 100% обучающихся 9-х классов и выпускников 11-(12-х) классов проходят государственную итоговую аттестацию в независимой форме. В 2009 году результаты единого государственного экзамена в целом соответствуют уровню прошлого года и среднеобластным показателям. По сравнению с 2008 годом в 3 раза уменьшилось количество неудовлетворительных отметок по результатам ЕГЭ по географии, в 2 раза- по русскому языку, физике, в 9 раз - по информатике. Однако проблемы в преподавании предметов естественного цикла остаются нерешёнными, т.к. результаты ЕГЭ по физике и химии выпускников района ниже и среднеобластных, и среднероссийских показателей. Также ниже средних показателей по области результаты экзаменов по обществознанию, ниже средних показателей по РФ результаты экзаменов по биологии, обществознанию, истории, немецкому языку, литературе. Только половина обучающихся 9-х классов подтверждают свои текущие оценки на государственной итоговой аттестации. При этом самое большое снижение оценок по физкультуре, геометрии, английскому и немецкому языкам, ОБЖ. Результаты выпускных экзаменов 2009 года свидетельствуют о наличии серьёзных проблем в организации обучения, связанных, в первую очередь, с недостаточным уровнем квалификации педагогических кадров и отсутствием систематического контроля за работой учителей со стороны администраций школ, а также неэффективной организацией методического сопровождения работы учителей по подготовке обучающихся к итоговой аттестации.

Энгельсский район участвует в реализации региональной программы мониторинговых исследований, внедрении АИС "Управление качеством образования". На базе МОУ ДПОС "Учебно - методический центр" создан отдел мониторинга качества образования. Проведённый в течение года мониторинг качества образования также выявил ряд проблем. Во-первых, ни одно общеобразовательное учреждение района, в том числе и инновационные, не показало высших результатов, оптимальных как по условиям обучения, так и по его результатам. 17 учреждений показали средние результаты, 25 учреждений - допустимый уровень. В остальных результаты ещё ниже. Получены и неожиданные результаты, когда результат обучения выше качества организации учебного процесса, и наоборот, при хорошей организации учебного процесса достигнуты не высокие результаты. Подробный разговор об этом состоялся на коллегии комитета по образованию в ноябре 2009 года.

С учётом выстроенной региональной оценки качества системы образования введена комплексная оценка достижений обучающихся, учителей и руководителей, новая система оплаты труда педагогов и руководителей школ, новые процедуры аттестации педагогических работников на основании портфолио.

V. Органы государственного общественного управления созданы и действуют во всех общеобразовательных школах. 100% школ имеют свой сайт в сети Интернет. Учебно- методическим центром проведён конкурс веб-сайтов общеобразовательных учреждений. Победитель муниципального конкурса "Лучший школьный управляющий совет" управляющий совет СОШ ?19 принял участие в областном конкурсе и занял 9 место из 22 возможных. Расширен состав общественного управляющего совета при администрации района. Ход реализации КПМО обсужден на заседании коллегии администрации и на собрании депутатов Энгельсского муниципального района.

Решением Административного совета Саратовской области отмечена положительная работа по реализации КПМО на территории Энгельсского муниципального района наряду с другими четырьмя районами (Балаковский, Балашовский, Вольский, Марксовский).

Говоря о социально-экономических эффектах реализации проекта, можно сказать, что он положил начало формированию основных положений национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", реализация которой начинается в 2010 году. Об этом говорил Президент РФ Д.А.Медведев на заседании Совета по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политики 19.01.2010 года. Основные направления - это повышение качества педагогического образования, совершенствования проведения единого государственного экзамена, внедрение новых образовательных стандартов, создание системы поиска и сопровождения молодёжи которая обладает современным инновационным мышлением и способна в будущем к тому, чтобы развивать "умную" экономику, введение новой системы оплаты труда во всех регионах.

Поэтому работа комитета по образованию и молодёжной политике и общеобразовательных учреждений будет направлена на реализацию плана мероприятий в рамках национальной инициативы "Наша новая школа" и празднования Года Учителя в Российской Федерации.



Председатель комитета Т.Е.Ванина

Реализация на территории Энгельсского муниципального района приоритетного национального проекта "Образование" дает новый стимул к развитию образования. Независимая общественная оценка инновационных процессов в муниципальной системе образования показала ее высокую результативность и качество: 4 учреждения, 29 педагогов и 3 представителя талантливой молодежи района стали победителями конкурсов на грант Президента Российской Федерации.